Гренландия не поможет: США давно «подарили» КНР переработку редкоземов

Планы президента США избавиться от зависимости в импорте редкоземельных продуктов переработки из Китая, заполучив месторождения в Гренландии, могут стать фикцией. Похожая ситуация складывается с венесуэльской нефтью. После захвата Мадуро ее залежи вроде как в полном распоряжении американских компаний, но они не горят особым желанием инвестировать в добычу и переработку сотни миллиардов долларов с далекой и весьма рискованной перспективой окупаемости.
Сейчас Китай является фактически монополистом в добыче, а главное переработке так называемых редкоземельных (это очень условное понятие) металлов. На его долю приходится до 80% мирового объёма добычи редкоземельных металлов. В КНР сосредоточено около 85% мощностей по их переработке и примерно 90% мирового производства сплавов и магнитов из этих металлов.
Даже минералы, добываемые самостоятельно в других странах, часто отправляются на плавильные и перерабатывающие заводы, принадлежащие китайцам. К примеру, рудник по добыче и переработке редкоземельных элементов Mountain Pass в американской Калифорнии, который вновь открылся в 2010 году, по-прежнему отправляет 98% своего сырья в Китай из-за нехватки перерабатывающих мощностей в США.
К сожалению, и Россия не является исключением. По состоянию на 2025 год РФ находится на начальном этапе развития собственной литиевой отрасли.
Соединенные Штаты критически зависят от КНР в этом вопросе, но пенять могут только на себя. Штаты утратили технологии добычи и переработки редкоземельных металлов по собственной воле. Еще в 70-е годы прошлого века американский президент Ричард Никсон и первый глава Госсовета КНР (премьер-министр) Чжоу Эньлай договорились о переносе из США экологически вредного перерабатывающего производства в Китай. Фактически, Штаты «подарили» Китаю переработку редкоземелов.
Позднее, в 80-е, фактический глава КНР Дэн Сяопин вынес в приоритет переработку редкоземельного сырья в стране. Пекин вложил в те годы в отрасль миллиарды долларов. На тот момент США все устраивало, Вашингтон и предположить не мог, чем все обернется в далеком на тот момент XXI веке.
И вот теперь у США множество стратегических проблем, решить которые даже Трампу с его амбициями, скорее всего, не удастся.
Для переработки редкоземельных металлов необходимы специальные технологии, которые требуют значительных научно-исследовательских работ. Исследования должны проводиться годами, причем в этот период они не приносят прибыли. Китай решал эту проблему за счет государственного финансирования, в США все решают частные компании. Как и в случае с венесуэльской нефтью, им все это совершенно невыгодно, да и риски так и не догнать Китай, который на месте не стоит, более чем велики.
Кроме того, Китай поддерживает полностью интегрированную цепочку поставок — от добычи до очистки, выплавки и производства — что делает переработку полезных ископаемых внутри страны намного дешевле и эффективнее, чем в Соединенных Штатах. Проектам по добыче полезных ископаемых обычно требуется 15–20 лет, чтобы выйти на полномасштабное производство. Причем это еще не гарантия прибыльности, все зависит от мировых цен. И здесь КНР может сильно навредить конкурентам, устроив демпинг.
Есть в США и государственные ограничения. Закон об оборонном производстве не позволяет скопировать запатентованную иностранную интеллектуальную собственность в областях, связанных с обработкой редкоземельных элементов. Плюсом ко всему этому отсутствие собственных квалифицированных специалистов, особенно в научно-исследовательской сфере. Их просто не готовили в США десятилетиями. Утрачены и технологии, вернее, современных в Штатах вовсе нет.
Еще один пример. Вовсе не на Украине, в Гренландии и даже Китае находится крупнейшее в мире литиевое месторождение. Оно расположено в том самом Западном полушарии, контроль над которым всенепременно намерен заполучить Трамп. Это месторождение Салар-дель-Омбре-Муэрто в Аргентине, которое входит в «литиевый треугольник» вместе с солончаками Салар-де-Уюни в Боливии и Салар-де-Атакама в Чили. Считается, что в этом районе находится около 54% мировых запасов лития. Ресурсы лития в очень дружественной США Аргентине оцениваются в 19 млн тонн.
На юго-западе Гренландии, примерно в 25 километрах от города Паамиут и 260 км к югу от Нуука, геологи нашли пегматитовые тела, содержащие сподумен — основной минерал, из которого получают литий. Однако разработка месторождений на севере связана с высокими затратами, сложной логистикой и рисками колебаний цен.
Спрашивается, чего рисковать с украинскими месторождениями, которые постепенно переходят под контроль ВС РФ, как одно из самых крупных в Европе Шевченковское литиевое месторождение в ДНР, портить отношения с европейскими союзниками по поводу Гренландии. Все давно под боком США, в теплом климате и с более дешевой логистикой. Но нет, Трамп даже не заикается о разработке этого рудника.
- Александр Григорьев
Обсудим?
Смотрите также:
